Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ
«НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА
ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»
7 КЛАСС
Учитель математики и информатики
МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Петрова Людмила Ивановна,
высшая квалификационная категория
2015 г.
Цели урока : научить применять теоретические знания для решения задач
Задачи:
Образовательные:
- повторить виды треугольников;
- рассмотреть некоторые свойства прямоугольных треугольников;
- научить решать задачи на применение этих свойств прямоугольных треугольников
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать интерес учащихся к изучаемому предмету;
- развитие творческих способностей учащихся
Воспитательные:
- формировать мотивы познавательной деятельности,
- эстетическое воспитание учащихся
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- презентация для сопровождения урока;
- интерактивная доска
Тип урока: урок-объяснения нового материала
Структура урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний:
а) разминка;
б) повторение теоретического материала;
в) устное решение задачи
3.Объяснение нового материала
4.Закрепление изученного материала
а) устное решение задач;
б) решение задачи по РТ;
в) решение задачи
5.Тестирование со взаимопроверкой
6.Практическое задание
7.Домашнее задание
8.Итог урока:
а) вопросы: что повторяли на уроке? Что нового узнали на уроке?
б) рефлексия;
в) выставление оценок за урок
Ход урока:
- Организационный момент
Треугольник – самая простая геометрическая фигура, знакомая нам с детства. К треугольнику на уроках геометрии мы обращаемся чаще всего. Эта фигура таит в себе немало интересного и загадочного, как Бермудский треугольник, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты.
Один мудрец сказал: “Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление ума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная”.
- Актуализация опорных знаний:
Разминка
Продолжить ряд слов:
- острый, прямой, тупой,… (развернутый угол)
- точка, отрезок, луч, … (прямая)
- точка, отрезок, треугольник, … (четырехугольник)
- остроугольный, прямоугольный, … (тупоугольный треугольник)
Повторение теоретического материала
Повторение видов треугольников и их определений
Устное решение задачи об углах прямоугольного равнобедренного треугольника
3.Объяснение нового материала
Свойство1: Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90°
А
В С
Доказательство:
Сумма углов треугольника равна 180°, а прямой угол равен 90°, поэтому сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90°
Свойство2: Катет прямоугольного треугольника , лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы
Рассмотрим прямоугольный треугольник, в котором ∟A - прямой, ∟B=30° и значит, ∟C=60°.
Докажем, что AC=1/2 BC.
Доказательство: Приложим к треугольнику АВС равный ему треугольник АВД. Получим треугольник ВСД, в котором ∟В= ∟Д=60°, поэтому ДС=ВС. Но
АС=1/2 ДС. Следовательно, AC =1/2 BC, что и требовалось доказать.
Свойство3: Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 30°
Доказательство:
Рассмотрим прямоугольный треугольник, у которого катет АС равен половине гипотенузы ВС. Докажем, что ∟ АВС=30°. Приложим к треугольнику АВС равный ему треугольник АВД. Получим равносторонний треугольник ВСД. Углы равностороннего треугольника равны друг другу, поэтому каждый из них равен 60°. В частности, ∟ДВС=60°. Но ∟ДВС=2∟АВС. Следовательно, ∟АВС=30°, что и требовалось доказать.
4.Закрепление изученного материала
Устное решение задач:
1)
Найти: угол В. Ответ: 53°
2)
Найти: углы В, А, ДСВ. Ответ: 45°,45°,45°. Доказать: треугольники АДС и ВДС -равнобедренные
3)
Найти: Угол САВ. Ответ: 50°
Решение задачи по РТ №142
Решение задачи
- Тестирование с взаимопроверкой
- В треугольнике с углами 90° , 60° третий угол равен…
- Найдите угол прямоугольного треугольника, лежащий против катета, равного 6 см, если гипотенуза равна 12 см
- Найдите длину гипотенузы прямоугольного треугольника, если в нем катет, лежащий против угла в 30°, равен 10 см
- Острые углы прямоугольного равнобедренного треугольника равны…
- Найдите длину катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30°, если его гипотенуза равна 14 см
Проверка:
- 30°
- 30°
- 20 см
- 45 °
- 7см
- Практическое задание
- Покажите равнобедренные прямоугольные треугольники
- Чему равны их углы?
- Покажите другие прямоугольные треугольники
- Измерьте их катеты и гипотенузу
- Что вы скажите об их углах?
- Домашнее задание: п.34, №138, 143
- Итог урока:
а) вопросы: что повторяли на уроке? Что нового узнали на уроке?
б) рефлексия;
- Я узнал(а), что…
- Меня удивило, что…
- Меня заинтересовало, что…
- Я запомнил(а), что…
- Мне бы хотелось на следующем уроке…
в) выставление оценок за урок.
|