Открытый урок по алгебре в 7 классе по теме
«Разложение многочлена на множители с помощью формул
квадрата суммы и квадрата разности двух выражений» (1 слайд)
План:
1)Вводная часть
2)Устная работа
3)Тестирование
4)Объяснение нового материала, проводя исследование:
а) геометрическое;
б) алгебраическое
5)Физкльтминутка для глаз
6)Закрепление изученного материала
7)Самостоятельная работа
8)Домашнее задание
9)Подведение итогов урока
Цели урока (2-4 слайды)
Образовательные:
1.Повторить формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений
2.Понимать, что означает выражение «разложить многочлен на множители»
3.Знать способы разложения многочлена на множители
4.Закрепить умения и навыки применения формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений для разложения многочлена на множители при рационализации вычислений, решении уравнений
Развивающие:
1.Расширять кругозор учащихся
2.Развивать познавательную активность, интерес к математике и истории
3.Развивать индивидуальные способности учащихся, потребность к самообразованию
4.Формировать алгоритмическое мышление
5.Формировать у учащихся навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения
Воспитательные:
1.Воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога
2. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, логического мышления
Оборудование:
1.Учебник (алгебра 7 класс, авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк,
К.И. Нешков, С.Б. Суворов).
2.Мультимедийная презентация.
Ход урока:
- Вводная часть.
Эпиграф: «Из всех языков мира самый лучший – это
искусственный, весьма сжатый язык математики»
Н. И. Лобачевский (5 слайд)
- Вопросы (6 слайд)
1) Что значит «разложить многочлен на множители»?
2) Где применяется разложение многочлена на множители?
а) при решении уравнений;
б) при упрощении выражений и вычислений;
в) при сокращении алгебраических дробей
- Способы разложения многочлена на множители (7 слайд)
1) Вынесение общего множителя за скобки
2) Способ группировки
3) С помощью формул сокращенного умножения
- Формулой называется символьная запись, содержащая некоторое утверждение (Какие формулы вы уже знаете?) (8 слайд)
- Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены
можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы
сокращённого умножения (9 слайд)
- Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений (10 слайд)
(а + в)2 = а2 + 2ав + в2
(а - в)2 = а2 - 2ав + в2
(в - а)2 = а2 - 2ав + в2
(-а - в)2 = а2 + 2ав + в2
2. Устная работа (разминка):
1) Возведите в квадрат выражение (11 слайд)
(5 – а)2 = 25 – 10а + а2
(3х +2) 2 = 9х2+12х+4
(7 – 2у) 2 = 49 - 28у+у2
(с+11) 2 = с2 +22с+ 121
(7у+6) 2 = 49у2 +84у+36
2) Найди ошибку (12 слайд)
(в- у)2 =в-2ву+у2
(7+с)2=49-14с+с2
(р-10)2=р2-20р+10
(2а+1)2=4а2+2а+1
- Тест (13 слайд)
Представьте в виде многочлена:
1) (x + 2)²
А. x²+4+2x
Б. x² +4+4x
В. x+4+4x
Г. x² +4
2) (x - 3) ²
А. x²+9-3x
Б. x+9-6x
В. x²+9-6x
Г. x²-9
3) (2a - 3)²
А. 4a ² - 6a+9
Б. 4a ² - 12a+9
В. 2a ² - 12a+9
Г. 4a ² - 9
4) (2a + b) ²
А. 4a ² +b ²
Б. 4a ² +2ab+b ²
В. 4a ² +b ² +4ab
Г. 2a ² +4ab+b ²
5) Проверь себя: Б, В, Б, В (14 слайд)
4.Объяснение нового материала
а) Геометрическое исследование (15 слайд)
=
а+в а в
а2+ав+ав+в2= а2+2ав+в2=(а+в)2
б) Алгебраическое исследование (16 слайд)
Разложим многочлен а2+2ав+в2 на множители способом группировки:
а2+2ав+в2= а2+ав+ав+в2=(а2+ав)+(ав+в2)=а(а+в)+в(а+в)= (а+в)(а+в)=(а+в)2
Вывод (17 слайд) а2+2ав+в2=(а+в)2
а2-2ав+в2=(а-в)2
5.Физкультминутка для глаз (18 слайд)
6.Закрепление изученного материала (19 слайд)
Задание 1. Замените * соответствующим выражением:
а) 4 + 4х + х²=(* +х)²; б) у² - 8у + 16=(*-*)²;
Задание 2. Разложите на множители :
а) m² + 2mk + k² ; б) a² - 10a + 25 ;
Задание 3. Решите уравнение :
а) 25 – 10a + a² = 0 ; б) x² – 6x + 9 = 0
7.Самостоятельная работа (20 слайд)
Разложите многочлен на множители:
а) a² +2ax +x² ; б) b² – 2by + y² ;
в) 81 + 18b + b² ; г) a² – 8a + 16 ;
д) 1 – 2x +x² ; е) z² + 6z + 9 ;
ж) 16v ² -24nv + 9n²; з) 144z² + 72tz + 9t²
8.Домашнее задание (21 слайд)
П. 33, №833, 837, на повторение №851
9.Подведение итогов урока (22 слайд)
Вопросы:
1) Какие формулы мы применяли?
2) Что нового мы узнали?
3) С какими трудностями вы встретились?
|